Попробуем представить себе, какой была жизнь людей всего 100 лет назад по сравнению с тем, что мы знаем об окружающем нас мире сегодня. Начало 1914-го года — апофеоз века «механики и пара». Небо планеты бороздят гигантские, достигшие вершины технического развития дирижабли и пока еще несовершенные самолеты. На суше проложена густая по тем временам сеть железных и автомобильных дорог, по которым ездят выпускающие дым и пар поезда и локомобили, а также первые, еще не слишком надежные авто с двигателями внутреннего сгорания. На море тоже господствуют «механика и пар», а водная стихия расступается перед оставляющими за собой клубы дыма грозными стальными гигантами — броненосцами, крейсерами, эсминцами, миноносцами, а также перед идущими «на всех парах» судами торгового флота планеты.
Однако уже назрела Первая Мировая война, и ведущие державы в спешке прикладывают огромные усилия для ускорения технического прогресса. Широко применяется радио. Появились еще несовершенные, но уже опасные для флота противника подводные лодки. Однако никаких серьезных признаков развития ракетной техники и попыток освоения космического пространства при всем прогрессе не наблюдается.
Хотя, если внимательнее присмотреться к нашей планете тех времен, то можно заметить, что в провинциальном городе Калуге, неподалеку от исторической столицы России живет школьный учитель Константин Циолковский, основным занятием которого является развитие теории и техники космических полетов. В 1914 г. будет издана его основополагающая работа — «Исследование мировых пространств реактивными приборами». А в будущем именно Циолковский станет «отцом» не только отечественной, но и мировой космонавтики. Его формулы первой, второй и третьей космической скорости войдут в учебники физики и в расчеты космических полетов. Циолковскому принадлежит не только теория реактивного движения, но также идеи жидкостно-реактивного двигателя, многоступенчатой ракеты и гигантского металлического дирижабля.
А теперь мысленно перенесемся в памятные 60- е, когда космическая гонка СССР и США достигла пика своей остроты. Эта гонка начиналась через несколько лет после окончания разрушительной Второй Мировой войны. В 50-х годах, советский НИИ-88 под руководством Сергея Королева создал целую серию отечественных ракет, превосходящих зарубежные аналоги, в том числе немецкую ФАУ-2. Вскоре из этого НИИ выделилось ОКБ-1, руководимое академиком Королевым, в результате достижений которого 4 октября 1954 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ). Таким образом, начальный этап гонки выиграл СССР, а США удалось запустить свой первый ИСЗ лишь в 1958 г.
Следующим важным этапом космической гонки должен был стать запуск на околоземную орбиту пилотируемого космического корабля. В 1960 г., в противовес Сергею Королеву, американцы поставили во главе НАСА немецкого «ракетного барона» Вернера фон Брауна — создателя нацистских баллистических ракет Фау-1 и Фау-2. В США отряд космонавтов появился в апреле 1959 г. У нас в феврале 1960 г. из военных авиаторов было отобрано 20 претендентов на звание космонавтов, одним из которых стал молодой летчик-истребитель Юрий Гагарин. Космическая гонка приближалась к апогею.
2-го января 1959 г. СССР запустил аппарат, который впервые достиг второй космической скорости и стал автоматической межпланетной станцией — «Луна-1». В ответ, США 17 февраля вывели на околоземную орбиту первый в мире метеоспутник — «Vanguard 2». 7 августа с орбиты американского спутника «Explorer 6» была получена первая космическая фотография Земли. 14 сентября того же года СССР успешно запустил аппарат «Луна-2», впервые в истории достигший лунной поверхности. А 7-го октября нашей «Луне-3», аппарату той же серии, удалось впервые в мире получить фотографию обратной стороны Луны. США не остались в долгу, и 5 июля 1960 г. был запущен первый американский разведывательный спутник «GRAB-1». Кроме того, 10 августа НАСА запустило на орбиту первый беспилотный космический корабль «Discoverer 13», который через 8 дней успешно приземлился в автоматическом режиме. Ответным ходом СССР стал запуск и успешное возвращение с орбиты беспилотного космического корабля «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту.
В 1961 г. наш главный конструктор Сергей Королев должен был решать, каким образом следует продолжать это соревнование, не подвергая смертельному риску космонавтов. Несмотря на давление партийных структур, ему удалось перенести запуск пилотируемого корабля с конца 1960 г. на весну 1961 г. ОКБ-1 пришлось тогда идти на упрощение конструкции нашего корабля и некоторых его систем. Для полета были выбраны лучшие выпускники отряда космонавтов — Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов.
12 апреля 1961 г. в 5 часов утра корабль «Восток-1» был готов к старту. Согласно результатам последнего медицинского теста, лететь предстояло Гагарину. В 9:07 по московскому времени начался последний отсчет, в конце которого Юрий Гагарин произнес крылатую фразу: «Поехали!». И корабль «Восток-1» в клубах дыма и ослепительном пламени начал подниматься в раскинувшееся над космодромом Байконур голубое небо.
Первый в истории космический полет продолжался 108 минут и проходил практически в штатном режиме, несмотря на то, что, из-за сбоя радиоуправления, «Восток-1» вышел на более высокую орбиту. Юрий Гагарин в течение полета находился в скафандре и через иллюминаторы наблюдал, как внизу под его кораблем проплывают знакомые очертания континентов, морей, рек и океанов Земли на фоне черного, усеянного яркими звездами космоса. В конце пути, при срабатывании тормозной установки, ситуация едва не вышла из-под контроля, однако благодаря мужеству и находчивости Гагарина его приземление благополучно завершилось в Саратовской области около города Энгельс. В России День космонавтики, установленный в честь первого в истории космического полета, выполненного Юрием Гагариным на корабле «Восток-1», отмечается 12 апреля с 1962 г. А 7 апреля 2011 г. ООН приняла резолюцию, официально провозгласившую этот день календаря «Международным днем полета человека в космос».
По просьбе редакции газеты к 53-й годовщине Дня космонавтики известный московский художник- портретист Аида Лисенкова-Ханемайер написала двойной портрет Юрия Гагарина и Сергея Королева (бумага, тушь черная, 45*30 см), публикующийся вместе с посвященным этой дате очерком.