Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
К 175-ЛЕТИЮ ЧАЙКОВСКОГО
газета «Вузовский Вестник», №12(228), 16–30 июня 2015, стр.15
В мае 2015 г. исполняется 175 лет со дня рождения гения российской и мировой музыки, выдающегося композитора и дирижера Петра Ильича Чайковского. Кто из нас не восхищался чарующими мелодиями «Лебединого озера», «Щелкунчика», «Спящей красавицы», «Иоланты», «Евгения Онегина» и других бессмертных творений этого непревзойденного мастера.

Портрет Петра Ильича Чайковского, бумага, сангина черная — 45х30см.

Кстати говоря, не только мы, россияне, но и вся планета признает его одним из величайших творцов музыкального мира. Социологи подсчитали, что каждые 3-5 минут волшебные мелодии Чайковского звучат где угодно, в любой части Света. И, как же им не звучать, если Петр Чайковский за свою творческую жизнь успел создать более 80 музыкальных шедевров? В их числе – 10 опер и три балета, 7 симфоний, 4 сюиты, а также десятки и десятки концертов, романсов и других произведений для фортепиано. Его вклад в российскую и мировую культуру поистине бесценен!

Родился Петр Чайковский 7 мая 1840 г. в уральском городе Воткинск в семье горного инженера Ильи Чайковского, который вместе с женой Александрой увлекался музыкой. Супруги Чайковские, в семье которых будущий гениальный композитор стал вторым ребенком, великолепно разбирались в музыке, виртуозно играли на рояле и органе. Кроме того, Александра Чайковская была еще и замечательной певицей. Поэтому не удивительно, что уже в возрасте 5 лет маленький Петя Чайковский превосходно играл на фортепиано, а в 8 лет неплохо разбирался в нотах.  В 1849 г. Чайковские покинули Воткинск и обосновались поначалу в Алапаевске, а через год, и уже окончательно, в Санкт-Петербурге. Начальное образование Петр Чайковский получал в домашних условиях. С 1850 г.  он в течение 2-х лет обучался вдали от дома - в пансионе, а с 1852 г. учился в Санкт-Петербургском  Императорском училище правоведения. Продолжая увлекаться музыкой, Чайковский с 16 лет получал уроки выдающихся столичных музыкантов. По окончании в 1859 г. училища правоведения Чайковский начинает службу в чине титулярного советника в Министерстве юстиции. В то же самое время, будучи превосходным пианистом,  обладающим способностями к музыкальным сочинениям, он все свободное время  посвящает расширению своего музыкального кругозора, часто бывает в оперном театре.

С 1861 г. Чайковский начинает обучение в Музыкальных классах Русского музыкального общества, которые через год преобразуются в Петербургскую обсерваторию. Его учителями становятся такие известные музыканты, как  Николай Заремба и сам Антон Рубинштейн. В 1862 г. сильное впечатление на ранимую душу Петра Чайковского оказывает смерть матери.  Отец его к тому времени был разорен, но Чайковский все-таки отказывается (под влиянием и покровительством композитора и преподавателя  А. Рубинштейна) от карьеры юриста, чтобы сосредоточиться на музыке. Консерваторию он  заканчивает в 1866 г. с большой серебряной медалью, создавая за время учебы ряд великолепных музыкальных произведений.

В том же году Петр Чайковский, при содействии влиятельного брата Антона Рубинштейна (Николая Рубинштейна) становится преподавателем Московской консерватории. Благодаря его авторитету Петр Чайковский входит в музыкальные круги  Москвы и знакомится с творческой интеллигенцией (Лев Толстой, Александр Островский, Владимир Одоевский). Московская жизнь увлекает Чайковского своим разнообразием и возможностями, однако на каникулы он, как правило, уезжает за границу или навещает имения друзей в Тамбовской губернии, на Украине.  Кстати говоря, именно в московский период жизни Петра Чайковского было написано, исполнено на сцене и вышло в печать около половины его  творческого наследия (оперы - Воевода,  Ундина, Опричник, Евгений Онегин: балет - Лебединое озеро, симфонии - № 1,2,3; концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23, а также множество оркестровых и фортепианных произведений, камерная музыка  и т.д.).

В 1876 г. у него завязывается переписка с богатейшей женщиной Москвы – Надеждой фон Мекк. Превосходно разбираясь в творчестве и ценя музыку Чайковского, она оказывает ему покровительство, в том числе и материальное. И хотя, она с Чайковским никогда не видится лично, ее переписка с ним и большая материальная помощь продолжаются вплоть до 1890 г., когда фон Мекк разорилась и не могла более помогать композитору.

С 1870-х годов Чайковского преследуют упорно распространяемые недругами и завистниками слухи о его якобы гомосексуальности, хотя никакими явными доказательствами это никогда не подкреплялось. В 1787 г. эти нападки подталкивают композитора к заключению скоропалительного брака с бывшей студенткой Московской консерватории Антониной Милюковой. Семейная жизнь у них не складывается с самого начала, и Чайковский в расстроенных чувствах уезжает за границу. Развестись с женой Чайковскому так впоследствии и не удается, хотя они все время живут раздельно. Покидая Москву, ему  приходится распрощаться с работой в Московской консерватории, однако, благодаря поддержке Надежды фон Мекк, Чайковскому удается и вдали от родины жить без материальных затруднений, продолжая творить свои музыкальные шедевры.

С 1878 г. начинаются зарубежные скитания Чайковского. Он, то путешествует  по Швейцарии, Италии или Франции, то под влиянием ностальгии посещает украинское имение своей сестры, то на какое-то время останавливается в Москве и даже присутствует на исполнении своих произведений. Однако к 1885 г. скитания композитора утомляют, и в дальнейшем он сравнительно постоянно живет неподалеку от Москвы. Более стабильный образ жизни помогает раскрытию его таланта. Недаром за этот период Чайковскому, как дирижеру и композитору, удается совершить несколько очень успешных концертных турне за рубежом, в том числе, в США.

Начиная с 1878 г, Петр Чайковский создает за свой «загранично-послемосковский» период множество новых музыкальных шедевров (оперы - Орлеанская дева, Черевички, Мазепа, Чародейка, Пиковая дама; балет Спящая красавица, симфонии № 4 op. 36, №5, №6 op. 74 и Манфред: сюиты - № 1 op. 43, № 2 op. 53,  № 3 op. 55; а также множество других шедевров). Кстати говоря, Петр Чайковский был глубоко верующим православным христианином. Поэтому, как композитор, он немало сделал для и развития церковного хорового пения, музыки, написал значительное число произведений духовного характера для Русской Православной Церкви.

Однако, несмотря на все достижения, со временем  Чайковского начинает тяготить даже международное  признание. И, в конце концов, он находит в 1892 г. свое последнее прибежище в подмосковном городе Клин, там, где теперь находится его дом-музей. Здесь Чайковский дописывает свои последние музыкальные творения (опера  Иоланта, балет Щелкунчик, симфония № 4 Моцартиана op. 61…). И, кто знает, сколько бы еще превосходных музыкальных произведений успел создать гениальный композитор Чайковский, если бы не его роковое заражение холерой в Санкт-Петербурге осенью 1893 г. Вскоре после этого -  25 октября (6 ноября) того же года -  Чайковский скончался в возрасте 53 лет и был торжественно похоронен в петербургской  Александро-Невской лавре.

Именем Чайковского в России и в странах бывшего СССР названы улицы городов, консерватории, другие  музыкальные учреждения. В честь великого композитора во многих городах установлены памятники, бюсты и мемориальные доски. Его именем у нас в столице называются Концертный зал, Большой симфонический оркестр и Международный музыкальный конкурс. Астрономы  в его честь назвали гигантский кратер на планете Меркурий.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Хапнемайер создала к 175-летию Петра Чайковского графический портрет композитора (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с данным историческим очерком.

Александр ЗИНКОВСКИЙ