Она хорошо ощущает пространство и воплощает его тонкой, изящной, очень женственной кистью...
Аида Ханемайер родилась в Эфиопии, в городе Ассаб, где работали ее родители. Свое имя Аида получила по героине оперы Верди, эфиопской принцессе Аиде. Это имя и, одновременно, творческий псевдоним художницы. Родовая ее фамилия по отцу - Лисенкова. "Аида" - так она подписывает свои картины.
Училась Аида Лисенкова в художественной школе в Москве, в 1988 году закончила Московский полиграфический институт, его художественно-графический факультет. Теперь это Московская полиграфическая академия.
Если судить объективно, Аида на самом деле, можно сказать, институт окончила дважды. Сначала отец привозил ее на занятия, и она училась со студентами вечернего факультета неофициально, по дружеской воле друга семьи, Бориса Анатольевича Шолохова, любимого ученика П. Корина.
Б.А.Шолохов - учитель любимый, но не единственный. Ведь Аиде в Институте преподавали М.Митурич, Дм. Бисти, А. Котляров, М. Васнецов, Е. Адамов, В. Рывчин...
Первые художественные переживания, осветившие душу, таковы: в шестилетнем возрасте на девочку большое впечатление произвела древнегреческая скульптура "Смерть Лаокоона", гипсовую копию которой она увидела в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, бывшем Музее изящных искусств.
Перед ребенком в мраморе предстали трагические образы Лаокоона и его сыновей, которых душат змеи. Аида была потрясена, много думала об этой работе. Размышляла о том, с какой мощью древнему скульптору удалось победить пространство и время...
Аида немало занималась творчески акварелями и графикой, писала маслом по холсту; начала пробовать пастозную манеру письма, которая на несколько лет стала доминантной в ее творчестве. На третьем курсе института посетила Германию, поездка также оставила по себе творческий след.
В 1990-м году прошла первая персональная выставка Аиды, организованная Союзом художников в выставочном павильоне в Калуге, городе, где в те годы она очень часто бывала. Представлено было больше сотни графических и акварельных работ. С тех пор началась ее выставочная деятельность. Художница прошла период увлечения флористическими объемными работами. Жасмин, сирень, маки, ирисы, подсолнухи, яблони в цвету - все эти живые воплощения земной красоты становились темами ее произведений.
Загородные пейзажи - сельские, дачные, деревенские мотивы пришли в ее творчество в ученические годы. Б.А. Шолохов, как мы уже говорили, друг ее семьи, преподаватель Полиграфического института пригласил ее в поездку студентов на практику, на пленэр, и 13-летняя школьница в поездке стала рисовать пейзажи - Боровский цикл, Пафнутьев монастырь. С тех пор в ее творчестве стала развиваться пейзажная линия, манера художницы со временем менялась и развивалась, приобретая некоторые черты импрессионистичности, светлой освещенности домиков в мерцающей зелени. Аида каждый год неизменно посещает свой дачный домик на берегу Волги и привозит оттуда серии пейзажей. Какая цветущая проникновенность ждет тех, кто внимательно всмотрится в эти дачные домики, в их теплый, летний, очень русский уют! Это в полной мере относится к ее работам. "С добрым утром", "Утро на даче", "Дачная улица", "Садовые участки" и многим другим.
Аида может создавать и достаточно неожиданные вещи, такие как ее длинный, горизонтально-построенный холст "Рассвет на Волге". Это тихая панорама водной глади, ширящейся от берега до берега. И рыбаки на лодке дополняют рассветное впечатление. Все это реалистичные работы, очень человечные, полные чувством... Зимний пейзаж в Тарусе, исполненный акварельными красками, пришелся по душе художнице в 1989 году. В Тарусе она побывала в свадебном путешествии. В том же 1989 году вошла в Творческий союз художников России, тогда - Международную федерацию художников при ЮНЕСКО. Вид на имение Бутурлиных появился оттуда же, он таинственен и грустен. Это вид полуразрушенной дворянской усадьбы. Пейзажи писала и в ранней юности, на Истре...
Урбанистические работы художницы... Городские пейзажи. Это были серии, посвященные Москве, Львову, Тарусе, Волгограду, Калуге. Нет, их не меньше, чем "загородных"... У нее есть серия "Москва златоглавая", куда входят изображения снежного города. Холст "Москва и москвичи" изображает Кузнецкий мост, причем дает его таким, каким он был в советскую эпоху, в 1986 году. Есть что-то в этой работе исключительно цельное, гармоничное, что приковывает взгляд. В 1999 году городские пейзажи на прибалтийскую и калужскую тематику были представлены в ЦДХ на "Золотой кисти"; работы имели успех у зрителей. Ими интересовались, их обсуждали, чувствуя, видя их поэтичность.
Из созданных еще в XX веке московских работ Аиды особенно проникновенна работа "Скамейка у Патриарших". Тут трагическая лирика. Изображен сквер у прудов, некогда воспетых М.Булгаковым. Пустующие зимой скамейки, одинокий прохожий на заснеженной, обледенелой аллее. Женщина, гуляющая с маленьким ребенком... Даже не фигуры людей, а почти силуэты. На скамейке, в массивной урне и близ нее на снегу - сломанные брошенные розы, и мы догадываемся - девушка не пришла на свидание, и юноша сломал цветы в гневе и отчаянии. Или девушка пришла и сказала, что больше нет любви, что все кончено, что в ee сердце теперь - другой!.. Именно этим была когда-то сильна русская жанровая живопись - силой обобщения... С этой работой сравним по проникновенности холст "Арбат", где изображена потерявшаяся одинокая собачонка в ошейнике, с волочащимся по земле поводком, до потерявшейся нет никому из людей дела... Здесь боль одиночества, брошенности...
Пробовала Аида, и не без успеха, рисовать жанровые исторические работы, посвященные прошлому России, той еще, стародавней, былинной, где в теремах томились красны девицы. Их-то, тех барышень, и любит изображать Аида.
С 2001 по 2003 г. г. - Аида работала на "Мосфильме" художником-графиком, потом главным художественным редактором в Издательстве Бауманского института.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Степан Водчиц, побывав на одной из выставок нашей героини в элитарной московской галерее "Ардена", написал: "Творчество Аиды свободно от какой бы то ни было конъюнктуры, но не от культурных традиций, являющихся постоянным источником вдохновения. В лучших ее работах эти качества проявились со всею полнотой и яркостью". Авторитетная газета "Культура", в лице ее художественного критика Эльмиры Исаевой, не менее высоко оценила увиденное: "С одной стороны, техническое мастерство: динамичность, экспрессивность, четкость рисунка, лаконичность линий, точность штриха, мазка, пятна. С другой стороны - психологизм: ритмичность, музыкальность, высокий эмоциональный потенциал ее картин, их притягательность, созвучность внутреннему миру - все, что резонирует в душе..."
От выставки к выставке дар Аиды находится в движении, в совершенствовании. Она не останавливается, у нее есть и душевный жар, и желание пробовать новое, творить. Ей предстоит еще немало поисков и находок на столь многотрудном (особенно в наши дни) и, одновременно, столь вдохновенном творческом, да и жизненном пути...
искусствовед Федерации Акваживописи,
почетный член экспертного совета
Ассоциации художников-портретистов,
член Союза российских писателей.