Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
КРАСОТА И ГАРМОНИЯ ТАЛАНТА
(Статья готовится к публикации)
Известная художница Аида снова порадовала нас своими живописными работами.

Это серия пейзажей, посвященных природе Поволжья. Поклонники таланта художницы имели возможность познакомиться с этими полотнами на двух московских выставках: персональная выставка в "Библиотеке искусств им Боголюбова" и в ЦДХ на Крымском Валу.

Для ценителей живописи, новые пейзажные работы Аиды Лисенковой-Ханемайер 2006 года – свидетельство ее движения вперед в развитии данного ей свыше таланта, уже замеченного и искусствоведами, и журналистами, и коллегами-художниками, и экспертами галерей и музеев, и коллекционерами.

В картине «Белый камень» – гармонично сочетаются три стихии – небо, земля и вода, подчеркивая царящие в природе покой и гармонию. Натурный пейзаж выглядит таинственно просто: на переднем плане прозрачность озера, и заросший кустарником и травами берег, и над этим «кусочком первозданной природы» парит в вышине прекрасное, синее, знойное, в струйках колеблющегося воздуха небо. Напрашивается сравнение с французскими импрессионистами, но это особое сравнение – в сдержанности красок есть что-то от Жоржа Пьера Сера, но без его пуантилистичности, скорее по духу некоторой созерцательности, не равнодушной, но тонко охлажденной. Вполне уместно говорить и о глубоко внутренней, туманной схожести с палитрой Чурлениса, но опять-таки уже развитой и распространенной в пейзаж, преодолевшей символико-цветовую условность. Думается, неоспорима тут и нота преемственности со старорусской школой, особенно с творческой манерой Борисова-Мусатова, окончившего свои дни в цветении Тарусы, на той самой даче, где провели детство сестры Цветаевы, -- среди тишины и луговых трав… Именно у Борисова-Мусатова есть подобный камертон созвучия с природой, будто ее струны дали аккорд в унисон с незримым и незабвенным, с самою Тишиною… За это качество музеи и коллекционеры-любители ценят и приобретают картины Борисова-Мусатова, за это же почитатели таланта Аиды и коллекционеры «прислушиваются» к новым тематическим поворотам ее творчества. А в музеях России и за рубежом уже немало хранится и экспонируется ее авторских работ…

Однако на соотнесениях с историческими примерами восприятие картины «Белый камень», от которой мы невольно несколько отвлеклись, зрителями не заканчивается – ее влияние созданное кистью и палитрой Аиды на тех, кто увидит таково, что через некоторое время созерцающие эту картину начинают ощущать на себе летнее южное тепло, легкое журчание воды, благоухание насыщенных ароматами цветов, трав, кустов и деревьев. Чудится дуновение ветерка… Начинаешь видеть прозрачность прибрежных вод и даже «слышать» всплески разбегающейся от прибрежных камней водной ряби, поднятой движениями разогретого солнцем воздуха. В этом пейзаже художница, безусловно, затрагивает одну из самых заповедных струн человеческой души, поскольку у всех нас где-то и когда-то был свой «Белый камень», у которого мы чувствовали себя просто частью природы и нам было тогда необыкновенно легко, хорошо и спокойно.

«Знойный полдень» – характерный полуденный дачный пейзаж со стоящими на переднем плане садовыми деревьями. В перспективу старого заросшего сада уходит земляная тропинка. Полускрыта растениями и деревьями, скорее угадывающаяся, чем видна, стена дачи. Знакомая и умиротворяюще-приятная картина. А подчеркивает ее уют маленькая собачонка, скорее просто щенок, мирно сидящий на задних лапках посреди тропинки. На самом переднем плане перед зрителями пейзажа раскинулся буйный, красочный ковер цветов и растений. Природа передана кистью мастера настолько реалистично, красочно и точно, что так и хочется сделать по тропинке несколько шагов вперед и заглянуть немного подальше в этот чудесный уголок тепла, отдыха и покоя. Хочется бесконечно вдыхать этот жаркий, пропитанный ароматами земли, цветов и растений, дачный воздух, напрочь забывая про наши ежедневные городские заботы и наслаждаясь общением с пронизанным солнечными лучами зеленым миром растений.

В картине «Прозрачное утро» Аида нежными мазками кисти и спокойной красочной гаммой передает великолепие и неповторимость дачного утра. На переднем плане зритель видит унизанную крупными оранжевыми цветами зеленую ветку садового дерева. На среднем и заднем планах располагается полупрозрачный в нежном утреннем свете сад. В правой части картины находится уходящая в перспективу дорожка, заканчивающаяся гостеприимно открытой в сторону улицы калиткой. Приглядевшись, можно рассмотреть в саду, полускрытом утренней дымкой в нежных рассветных лучах, светлые, почти белые фигуры женщины и ее ребенка. Изображенный Аидой пейзаж дышит летним теплом, миром и покоем, навевая воспоминания о чем-то далеком, и неповторимо-прекрасном.

Картина Аиды под названием «Разговор с котом» несколько выделяется из серии, поскольку здесь природный пейзаж оказывается на втором месте, а на переднем плане находится стоящая на веранде симпатичная, стройная девушка, беседующая… с котом. Естественно, реалистично, с большой любовью к изображенному, выписаны художницей деревянные детали дачной пристройки, за которой располагается летний пейзаж, украшенный деревьями прилегающего сада и широкой голубой лентой самой Матушки-Волги, раскинувшейся в степных просторах до горизонта. Все передано художницей так достоверно, так естественно пронизано лучами щедро дарящего тепло и оптимизм летнего солнца, что остается лишь, слегка напрягая воображение, «расслышать» ласковый, вкрадчивый девичий голосок и ответное урчание ее четвероногого друга.

На картине «Тишина на рассвете» Аида изобразила в нежной гамме начинающийся рассвет в дачном поселке. На переднем плане садовые деревья выписаны так, что создают ощущение царящего в предрассветной природе абсолютного покоя. Дачи угадываются скорее по силуэтам крыш, а между ними идет к раскинувшейся до горизонта Волге сельская, почти заросшая травой дорога. И хочется верить, глядя на эту картину, что еще возможны, что еще есть в природе такие спокойные моменты полнейшей предрассветной тишины, когда, при желании, можно расслышать, как ударяется о листочек каждая падающая капля холодной утренней росы.

Перекликается с этим пейзажем другая работа – «Восход солнца». Разница между ними в том, что в этой картине мы видим уже не предрассветное состояние приволжской природы, а момент, когда солнце взошло, и его лучи успели залить половину неба, и начали согревать остывшую за ночь землю. Справа, на переднем плане, видим дачный участок с забором и скрывающийся за широкой кроной дерева простенький самодельный парничок. На переднем плане проходит в направлении Волги заросшая по сторонам кустами и разнотравьем дачная дорожка. Всю верхнюю часть картины занимает утреннее, в легких рассветных облачках, небо. В целом, пейзаж навевает зрителям чувство гармонии, покоя и царящей в природе целесообразности всего сущего. Над линией горизонта мы видим пробивающийся сквозь рассветные облака и дымку желто-оранжевый солнечный диск, который дополняет собой изображенный пейзаж и усиливает его умиротворяющее воздействие. Недаром в древних восточных учениях и религиях созерцание восходящего солнца всегда считалось занятием, дарующим человеку здоровье и душевный покой.

И импрессионисты давнего времени, и пейзажисты-реалисты старорусской школы по-своему бережно касались кистью темы природы и бытования в ней человека. Аида также стремится в приволжской серии не к зоркости социально-психологического освоения действительности, а к созерцательной гибкости переживания, к тому, чтобы по скромной тропинке, таящейся меж разнотравья, привести зрителей ее работ к Красоте Природы в живом и неувядающем, а оттого вечном выражении…

Александр ЗИНКОВСКИЙ,
Лев САФОНКИН